Озеро Иссык-КУЛЬ. Затонувшие города. Доп. Часть/7.

"Как рассказал доктор исторических наук Владимир Плоских, его экспедиции неоднократно проводили раскопки днища Иссык-Куля. В результате чего были найдены остатки 11 городов, керамика и металлические изделия с христианской и еврейской символикой, а также золотой слиток. Все эти предметы относятся к двум историческим периодам – приблизительно 5 в. до н. э., то есть временам Александра Македонского и последовавшей примерно за две тысячи лет после эпохе Чингизидов и Тамерлана."
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1194248040
Уровень воды в Иссык-Куле постоянно меняется: то затопляет, то отступет назад, это происходит не так явно для вооруженного глаза и с не такой уж большой интенсиовностью (считанные сантиметры), но, спустя годы, озеро берет свое и прибрежная зона видоизменяется. Естественно, что топит и близлежащие населенные пункты. Так, по некоторым данным, возраст отдельных затопленных городов исчислятся в 3000 лет.
Например, на иссык-кульском дне покоится город Чигу - бывшая столица Усуньского государства (с воздуха видны очертания крепостных стен).
А выше Тору-Айгыра были найдены остатки керамических труб (предположительно подвод к древним баням).
А вот на этом фото, предположительно, видны развалины дворца Тамерлана:




"В заливе Кара-Ой, что вблизи курортного центра Чолпон-Ата, на расстоянии 2,5 км от берега на глубине около 5 м, экспедицией под руководством академика В.М. Плоских были подняты два бронзовых жертвенных котла прекрасной сохранности. Подобные жертвенники были широко распространены в античную эпоху по всему Семиречью – современному Кахахстану и Кыргызстану.
Впечатляющей находкой стал обнаруженный на дне литой бронзовый псалий – часть конской узды, фактически являющийся художественным изделием. Отливка выполнена в виде двух голов хищников (пантеры?), смотрящих в разные стороны. Челюсти хищников неестественно вытянуты, пасть раскрыта, верхняя губа как бы закручена вверх на конце, а нижняя имеет подобие боролы, челюсти соединены стилизированными зубами – типично сакский «звериный стиль».
Экспедиция подняла со дна озера Иссык-Куль целый «клад» бронзовых предметов быта и оружия сакского времени, таких как кинжал-акинак, топорики, наконечники пик и стрел, серпы, круглодонные кувшинчики, и фрагменты керамики, относящиеся к середине I тыс д.н.э. Видимо, были обнаружены размытые курганы и поселения сакской эпохи.
Позже, со дна Иссык-Куля был поднят обрубок уникального золотого слитка проволочной восьмигранной формы, весом почти 70 граммов. Можно предположить, что этот слиток – первый, обнаруженный в Центральной Азии образец ранней формы металлических денег, служивший эквивалентом обмена, - предшественник золотых монет. Если гипотеза подтвердится, то эта находка приобретет не только материальную цену, но и станет уникальной историко-культурной ценностью мирового значения, как прообраз золотых монет.
Археологические находки со дна озера свидетельствуют о распространении металлургии и бронзового литья среди кочевников I тыс. до н.э., говорят о наличии торгово-ремесленных центров, к которым были привязаны скотоводы, ведущие кочевой или полукочевой образ хозяйствования и жизни, об их высокой культуре – об особом виде цивилизации.
Спектральный анализ бронзовых изделий со дна Иссык-Куля, проведенный в лаборатории КРСУ, в совокупности с другими фактами свидетельствуют о местном производстве предметов.
Известный российский археолог профессор Массон, ознакомившись с данными находками, заключил: «Возможно, значительный сакский центр располагался на берегу Иссык-Куля, как свидетельствуют работы, произведенные усилиями подводной археологии. В числе находок здесь имеются раннекочевнические удила, псалии и предметы вооружения. Особое значение имеют многочисленные каменные изделия, в том числе зернотерки и орудия, связанные, как показала трасологическая оценка Г.Ф. Коробковой, с металлургией. Не исключено, что под воду ушел важный центр сакского общества, которое в основном известно по погребальным памятникам».
(цит. по "Историко-культурное наследие в туризме Кыргызской Республики", стр. 123-124, Бишкек 2011 г. )
По мнению С. Суслова, вокруг Иссык-Куля располагалось 4-5 городов и более чем сотни мелких поселений. В каждом городе имелись длинные валы, находилась цитадель, шахристан, а также жилища кочевников-скотоводов и земледельцев. Цепь из этих населенных пунктов служила одной из трасс Великого Шелкового пути (Ферганская ветвь).
В Иссык-Кульской котловине распологалось множество природных богатств (руда, плодородная почва, лечебные источники), что, вместе с Великим Шелковым путем, способстваволо бурному, для средневековья, развитию поселений.
После монгольского нашествия, города были разорены и пришли в упадок.




Барсхан - город пленников Александра Македонского
По легенде, после покорения Персии, Александр решил обезопасить себя от возможного бунта персов, во время своей эспедиции в Китай, и взял с собой заложников из каждого значительного персидского рода. Остановившись на Иссык-Куле (армия Александра Македонского действительно там была), он велел своим пленникам оставаться там и дожидаться его позволения о возвращении на Родину. После Китая Александр отправился в Индию, а пленники так и остались жить на Иссык-Куле.
Со временем, часть города ушла под воду, а другая осталась на возвышенном плато озера. Археологи еще не изучили как следует это место, но имеющиеся находки оружия, идентифицируются с античной коллекцией оружия Македонского завоевателя в Александрийском музее (Египет).
Барсхан находился в районе современного местечка Барскоон (южное побережье Иссык-Куля)



Барсхан - родина известного средневекового ученного Махмуда Кашгари-Барсхани, написавший "Диван лугат ат-тюрк" (1077 г.) - в нем собраны основные тюркские наречия, ценные исторические сведения о племенном составе тюрок и географии их расселения.
Также Махмуд Кашгари-Барсхани известен своей картой мира, где поместил Иссык-Куль в центре мира.



Чигу - затонувшая столица усуней
Город Чигу покоится под водами южной стороны Тюпского залива (Иссык-Куль).

 

 




Во II в. до н.э. усуньские племена захватили долины Тянь-Шаня, вытеснив саков, а их верховный правитель занял прежнюю сакскую ставку на Иссык-Куле. С техпор г. Чигу стал столицей могущественного древнеусуньского племенного союза.

 

 

Сак

 

 



 

 

Усунь

 

 



 


Археологические находки в Чигу - это изделия из камня, керамики, металлические изделия, поделки из рога, предметы земледельческой культуры, бронзовые зеркала, каменные зернотерки. Сегодня на берегу Тюпского залива можно лично прикоснуться к древним реликвиям.
По сведениям от китайского "путешественника по неволе" Чжан Цяня, правитель усуней жил "в круглой хижине, обтянутой войлоком" ("Шицзи" - "Исторические хроники"). Также известно, что для китайской принцессы, выданной за усуньского владыку, был построен деревянный дворец.
Архелогическая экспедиция В.М. Плоских и В.П. Мокрынина впервые обнаружила здесь остатки крупного городища в 1985 г.
Экспедиция в частности установила:
- Чигу был не только городом-ставкой кочевого владыки, но и городом ремесленников и земледельцев.
- Культура Чигу была тесно связана с Ферганой.
В Чигу был знаменитый рынок (примитивный с точки зрения китайцев). Здесь местные ремесленники продавали кочевникам зернотерки, грубо сделанную глинянную посуду, песты, молоты, наковальни, точила, серповидные ножи и мотыги. Торговля в основном была меновой. Торговать съезжались со всей округи.
Чигу был одним из важных перевалочных пунктов Великого Шелкового пути. Караваны торговцев были столь многочисленными, что "один не выпускал другого из виду" (историк Сыма Цянь).
Китайцы также наладили торговлю с "Си Юй" ("западный край", как они называли эти места). Сюда привозились готовые платья, изящные безделушки и украшения для женщин, а также ремесленные изделия (ножи,чаши, шкатулки и т.д.) - они были гораздо выше качествоим чем грубые изделия местных мастеров. В обмен китайские купцы увозили шерсть, пушнину, шкуры, кожи, мускус и лошадей. Археологи досих пор находят китайские предметы тех лет. В Китае также обноружено множество предметов из "Западного края".
Караваны платили пошлину и оставляли дары, поэтому дороги к Чигу ревностно охранялись, а попытки грабежей решительно пресекались.
В 6-м веке усуни были покорены пришедшими сюда тюрками.
(по материалам книги "Историко-культурное наследие в туризме Кыргызской Республики")


http://www.issykkul.com/forum/viewtopic.php?f=49&t=62
http://www.issykkul.com/forum/viewtopic.php?f=11&t=85
http://www.issykkul.com/forum/viewtopic.php?f=11&t=84

Комментариев 0

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.