О загадках Байкала
О загадках Байкала |
Специалисты Лимнологического института получили визуальное подтверждение гипотезы о том, что примерно сто тысяч лет назад уровень Байкала был ниже на несколько десятков метров. Версии о том, что уровень озера располагался на 40–70 метров ниже существующего, озвучивались и раньше, но документальных подтверждений этим предположениям ученые не находили — до тех пор, пока во время курсов по технодайвингу сотрудники института не обнаружили на глубине 40–60 метров некое подобие оползня. Зимой прошлого года мы занимались на специальных курсах по технодайвингу, — рассказывает Игорь Ханаев, научный сотрудник Лимнологического института, руководитель группы водолазных исследований и подводного мониторинга. Дело в том, что обычный водолаз может опускаться на глубину не более 40 метров, но на Байкале начал активно развиваться технодайвинг — погружение со специальным оборудованием на большие глубины с использованием смеси кислорода, гелия и азота. Нам всегда хотелось заглянуть как можно глубже, и поэтому мы повышали свою квалификацию, занимались с инструкторами. Опустившись на глубину 60 метров недалеко от истока Ангары, напротив порта Байкал, примерно в ста метрах от берега мы обнаружили, что часть рельефного дна будто бы оборвалась и ушла на глубину. В результате этого обрыва образовался скол, максимальная толщина оголенного слоя составляла целый метр. При этом слой имел четкую слоистую структуру. Увиденное настолько впечатлило дайверов, что сразу после погружения было решено организовать к загадочному месту специальную экспедицию, чтобы заснять все на видео, сделать фотографии, взять пробы. Готовясь к экспедиции, ученые строили различные предположения. Так как в 2005 году этого обрыва не было, исследования могли привести к открытию нового разлома. Летом специалисты выехали к месту обвала, засняли объект, взяли необходимый для исследований материал и приступили к детальному изучению странного явления. В Институте земной коры они выяснили, что землетрясений, которые могли бы вызвать такое разрушение, в предполагаемый период времени не было. Специальные анализы также опровергли предположения о разломе. В ходе дальнейших исследований ученые пришли к выводу, что это был типичный оползень. На склоне происходит накопление осадков, они достигают критической массы и сползают, — поясняет Игорь Ханаев. Но нас заинтересовало не то, что сползло, а то, что оголилось. В этом оголенном разрезе мы нашли слой окатанной гальки. Анализируя пробы на окатанность и гранулометрию, мы получили достоверные данные о том, что примерно 100 тысяч лет назад уровень Байкала был на 39–42 метра ниже, чем сейчас. Данные получены, но что именно произошло — поднятие уровня озера или опускание суши, — пока неясно. К тому же ученым еще предстоит определить точное время, когда это произошло. Полученные результаты дадут представление о том, как формировался Байкал, — продолжает ученый. Кроме того, меня, как ихтиолога, интересует вопрос формирования сообществ: если менялся уровень, то организмы должны были либо погибнуть, либо приспособиться к новым условиям. Примерно таким образом происходит процесс возникновения новых видов. А еще это место может служить изумительной моделью для наблюдений процессов заселений животными организмами новых территорий. Происхождение лунной дороги осталось загадкой. Во время различных водолазных работ специалисты Лимнологического института часто сталкиваются со странными явлениями, порой необъяснимыми. Так, во время работ по прокладке кабеля по дну Байкала от материковой части до острова Ольхон Игорь Ханаев обнаружил на дне пролива ровную дорогу, излучавшую свет. Дорогу назвали лунной, но ее происхождение осталось тайной. Может, какой-нибудь научный сотрудник протащил драгу, собрал животный мир и оставил эту дорожку. Но неясно, почему в этом месте и во время нашего погружения отсутствовали какие-либо животные, — недоумевает Ханаев. С прокладкой кабеля по дну Байкала у Игоря Вениаминовича связано множество ярких воспоминаний. Однажды во время погружения он вместе с напарником попал в огромную стаю сигов, которые не обращали на водолазов никакого внимания и спокойно продолжали свой путь. А в другой раз дайверы наткнулись на затонувшую деревянную баржу. О том, что в этом месте находится какой-то посторонний предмет, было известно еще при проведении поисковых работ. Специалисты предполагали, что это может быть затонувший корабль, но не могли понять, что это за останки, пока не опустились на дно озера. После прокладки кабеля, проверяя, как он лег на дно, мы шли со съемкой и обнаружили затонувшую деревянную баржу, практически всю покрытую губкой, — вспоминает Игорь Ханаев. От нее остался только каркас, но довольно внушительный — метров 12–15 в длину и метров 6 в ширину. Под водой все ощущения обострены, и я испытал целую гамму различных чувств: волнение, восторг, предвкушение разгадки какой-то тайны. Однако потом, когда мы стали выяснять, что это за останки, все оказалось весьма банально. Лет 20 назад баржа стояла на берегу неподалеку от пирса поселка МРС и мозолила всем глаза. Капитан парома решил подцепить ее и затопить на глубине. Подцепил, потащил за паромом, а она вдруг возьми да и начни тонуть, пришлось обрубить трос. Баржа затонула примерно посередине пролива на глубине 32 метра. Где искать ледокол Байкал? Затонувшие корабли интересуют не только искателей сокровищ, но и ученых. Например, вышеупомянутая баржа любопытна тем, что обросла губкой, которой на песчаных грунтах не бывает. Это означает, что в любом месте озера можно строить фермы по выращиванию губки, которая, как известно, фильтрует воду и очищает ее. Водолазы хотели бы найти и другие затонувшие объекты, но для этого необходимо знать точное место. Пока же о таких местах ходят лишь слухи. Говорят, к примеру, что на дне Байкала в районе КБЖД лежит целый железнодорожный состав, который или когда-то сошел с рельсов, или был оставлен на льду, а затем затонул. Однако есть свидетельства тому, что еще в 1900 году в районе станции Байкал со знаменитого ледокола «Байкал» слетели в воду и ушли на глубину более 40 метров четыре вагона с трехлинейками и пулеметами «Максим». Возможно, это и есть те самые вагоны, о которых судачат местные жители.
Автор статьи — Юлия Улыбина. |
Комментариев 0