Red Sea Deep Chart Project
Red Sea Deep Chart Project продолжается
Продолжается проект по картографированию глубоких дайв-сайтов Красного моря. Очередная серия погружений в рамках Red Sea Deep Chart Project прошла в первых числах октября в районе острова Роки. Объектом для исследования был выбран рэк Мейден. Ниже - небольшой отчёт о проделанной работе, написанный руководителем проекта, Оксаной Истратовой.
Погружения группы технических дайверов имели определенную цель – зафиксировать основные глубины и попытаться зарисовать данный объект, а не просто порыться внутри (что было бы несомненно очень интересно, только времени на это не хватило).
А теперь подробности.
Погружения проходили в рамках сафари на боте Тала. Бот был выбран исключительно потому, что команда RSE имеет большой опыт глубоких погружений, все необходимое снаряжение и команду, которая понимает, что надо делать. А так же только там я имела возможность найти партнера для подобных погружений, который использует те же схемы и правила погружений, что, несомненно, вносило дополнительную безопасность в дайвы, т.к. соло погружения все-таки не мой стиль, хоть иногда и приходится их выполнять.
Первый день.
Запланировано погружение на максимальную глубину 100 метров. Донное время 20 минут. Основная цель – сделать съемку с двух видео камер – одна встроенная в скутер, вторая в руках. Глубина погружения была ограничена глубиной бокса для одной из камер. Команда – я, Истратова Оксана, и Faisal Khalaf. Все газовые смеси мы несли с собой, суппорты (команда поддержки - ред.) на меньшей глубине были поставлены исключительно для подстраховки и чтобы проверить, будет ли работать такая схема на следующем, более глубоком дайве, где количество баллонов было несколько больше.
Для упрощения себе жизни мы использовали скутера для доставки себя на место и донной части погружения. С глубины первого переключения на 57 метрах баллоны с израсходованным донным газом и скутера были отправлены наверх, где были благополучно подобраны командой поддержки на поверхности.
Газовые смеси.
Донный газ 10/70 (спарка + стейдж)
Тревел 21/35
Тревел 25/30
Деко газ 50%
Деко газ кислород
Погружение прошло в штатном режиме, без приключений и происшествий. Рэк, конечно, великолепен! Сначала сложно понять, что и где, т.к. по мере сползания вдоль рифа его покоробило достаточно сильно. Кормовая и носовая часть относительно целые, а середина разворочена, вывернута, как будто кто-то огромной открывалкой вскрыл ее как консервную банку. Тем не менее, удалось заглянуть в машинное отделение и в пару каких то грузовых отсеков. Ощущение нереальное, когда ты на скутере, обвешанная баллонами пролетаешь, пытаясь изящно маневрировать, между каких то металлических конструкций, при этом во второй руке камера и фонарь.. Т.к. одной из основных задач была видео съемка, то времени на детальный осмотр, конечно же, не хватило.. только общие планы. В трюмах видны какие то огромные тюки, есть бивни и рога (чьи – не понятно, похожи на рога каких-то косуль).
Второй день.
Запланировано погружение на глубину 120 метров, с целью осмотра рэка с внешней стороны рифа. Команда та же. Газы те же, плюс еще один донный стейдж. Т.к. предыдущий дайв показал, что использовать команду суппортов нет необходимости, то соответственно все баллоны мы опять несли на себе. Но в этот раз море показало нам, что оно может работать не только с нами, но и против нас. Сильнейшее течение в месте погружения на момент прихода на глубину 85-90 метров отнесло нас от рэка в сторону уже достаточно далеко.
Повернув против него и пытаясь найти объект, я поняла, что скутер, работая на полной мощности, позволяет мне фактически только не откатываться назад, а не двигаться вперед. К тому же заклинил вентиль на одном из стейджей с донным газом, а карабины основного регулятора и фонаря так переплелись на Д-кольце, что распутать их можно было только при помощи напильника. В общем, в какой то момент показалось, что этот дайв, кроме потраченных сил и денег, больше ничего не принесет. Но командная работа всегда хорошо. Мой партнер Файсел наконец то распутал мои карабины, я смогла отвернуть вентиль, а если учесть, что каждая остановка относила назад, то приходилось все это делать чуть ли не на ходу.
Идя по кромке свала и начинающейся на 100-110 метрах очередной стенки мы пытались все таки достичь Мейдена (предвосхищая заметки критиков, не надо умничать по поводу того, что, идя на меньшей глубине, мы бы существенно сэкономили газ, видимость и количество света не позволяли делать это выше 90-95 метров). Нам удалось дойти только в районе 15 минуты. Мы сразу вышли на внешнюю стенку, чтобы посмотреть, как это выглядит снаружи. Это завораживало. Нос свисает над пропастью (максимальная глубина 114-116 метров), внизу видны мелкие обломки (думаю, максимум на 140 метрах, но это уже настолько незначительные детали, что интереса они не представляют). А днище судна составляет единую линию со стенкой рифа, являясь как бы его продолжением. В общем, зрелище, от которого захватывает дух. Тем обиднее было начинать подъем, так и не насладившись всем этим великолепием. Дальнейшая часть дайва была стандартной, просто немного более длинной относительно предыдущего дня (170 минут). Ну, разве только сломался один из стейджевых регуляторов, и пришлось поменять его местами с другим.
Максимальная глубина погружения во второй день - 119 метров.
Несомненно, это только начало зарисовки данного рэка, который мы будем обныривать и дальше. На следующий год планируется технической сафари на острова Роки-Забаргад (для дальнейшего обследования Мейдена) и Дедалус (где на 100 метрах лежит еще один большой рэк).
Отдельное огромное спасибо автору фотографий Ильдару Абдулхаерову. Как только я смогу сделать скрин-шоты с видео с рэка, я тут же их выложу. Так же в ближайшее время я выложу небольшой рисунок рэка, который мне удалось сделать во время декомпрессии по свежим воспоминаниям.
Другие подробности вы сможете увидеть как всегда на телеканале Спорт, в программе Точка Отрыва, 18 октября 2007 года. А так же в ближайших номерах наших журналов о дайвинге.
С уважением, Истратова Оксана
Руководитель проекта Red Sea Deep Chart Project.
Комментариев 0