Северный флот приглашает экстремалов
Весь мир знает об уникальных круизах на Северный полюс, которые выполняют российские атомные ледоколы, находящиеся в доверительном управлении Мурманского морского пароходства. Но есть у пароходства и собственный пассажирский флот. Это два морских судна со своей историей и судьбой, которые пользуются у пассажиров не меньшей популярностью.
30 декабря 2007 года исполнится 30 лет теплоходу «Клавдия Еланская». Это одно из серии пассажирских судов, построенных в Югославии специально для пароходств министерства морского флота СССР. Многие годы теплоход исправно обслуживал каботажные линии Северо-западного бассейна, перевозя пассажиров и грузы от Мурманска до Архангельска с заходом в портопункты Кольского полуострова. Кроме того, «Клавдия Еланская» обеспечивала проведение торжественных мероприятий и морских прогулок по Кольскому заливу для официальных делегаций, ветеранов области и гостей города, славилась туристическими круизами в Норвегию и на Соловецкие острова.
Теплоход ледового класса «Поларис» принят в состав флота пароходства в марте 2005 года. Он построен в Дании в 1968 году, а значит, в следующем году также отметит свой юбилей. По заказу пароходства на одной из прибалтийских судоверфей были модернизированы и переоборудованы пассажирские помещения на судне. Это позволило обеспечить более высокий уровень размещения и обслуживания пассажиров, расширился и перечень дополнительных услуг. На теплоходе появились дайвинг-центр, внутренний бассейн с подогретой морской водой, сауна, уютная комната отдыха, крытая прогулочная палуба на верхнем мостике, дополнительные помещения со спортивными тренажерами, а также спутниковое телевидение, телефон, электронная почта.
Как рассказал начальник отдела эксплуатации пассажирского флота ММП Николай Румянцев, оба судна имеют все необходимые для работы в каботаже и заграничных рейсах сертификаты и судовые документы, ежегодно успешно проходят освидетельствование в надзорных органах. Дополнительно они сертифицированы в системе добровольной сертификации на соответствие услуг общественного питания ресторана и бара, а теплоход «Поларис» - и средств размещения круизного судна (ГОСТ Р).
Несмотря на сходство в назначении, пассажирские теплоходы компании выполняют разные задачи. «Клавдия Еланская» работает на регулярной морской пассажирской линии Мурманск - Иоканьга - Мурманск. Нынешним летом маршрут был продлен до Чапомы. С 1 июня по решению департамента промышленности и транспорта Мурманской области грузопассажирские перевозки на этой линии выполняются по регулируемым тарифам. Разницу между доходами от продажи билетов и перевозки грузов и фактическими затратами на содержание судна компенсирует областное правительство, поскольку эта линия признана социально значимой.
Теплоход «Поларис» работает в другом режиме, он сдается в аренду физическим и юридическим лицам по договорам тайм-чартера. Клиент может заказать 4-часовую морскую прогулку по Кольскому заливу или морской круиз продолжительностью от 1 до 12 суток с плаванием к берегам архипелагов Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, с посещением Соловецких островов на Белом море. Можно и совсем не выходить в море, а устроить корпоративное мероприятие или свадебное торжество в уютных помещениях и салонах на борту пассажирского судна, стоящего у причала.
Теплоход «Поларис» служит также для приема высоких гостей, организации торжеств и юбилейных мероприятий. Прием гостей обеспечивает Служба протокола пароходства по заявкам правительства Мурманской области. В мае переход по Кольскому заливу на борту теплохода совершил Президент России Владимир Путин. В начале лета в рамках рабочего визита премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга в Россию на борту судна состоялась рабочая встреча представителей деловых кругов России и Норвегии, совмещенная с морской прогулкой по Кольскому заливу и осмотром объектов морской и нефтяной инфраструктуры. Автографы высокопоставленных лиц России, как и подписи высоких иностранных гостей можно видеть в Книге почетных гостей судна.
Один из доходных видов деятельности «Полариса» - работа в морских круизах по заявкам туристических компаний в интересных для туристов районах, включая и арктические воды. В июле гостями теплохода были английские школьники и студенты, которые посетили архипелаг Шпицберген. Во время плавания и многочисленных остановок с высадкой на берег преподаватели рассказывали ученикам о флоре и фауне арктических островов, а юные исследователи собирали образцы для своих коллекций и научных работ.
Следует отметить возрастающий интерес туристических фирм к возможностям пассажирского флота Мурманского пароходства. Представители турфирм и компаний могут получить у специалистов отдела эксплуатации пассажирского флота ММП исчерпывающую информацию не только об услугах пассажирских судов, но и об особенностях арктического региона.
А в сентябре «Поларис» обеспечивал очередную киноэкспедицию. Российская киностудия «Маяк» кинокомпании «Андреевский флаг» в течение трех недель вела съемки фильма под названием «Новая земля», посвященного прошлому, настоящему и будущему России как великой морской державы. Они проходили на побережье арктических островов, ледниках и скалах архипелага Шпицберген. Это был уже не первый рейс теплохода с киногруппой на борту, и всегда моряки стараются создать для актеров и участников съемок все необходимые условия для работы и отдыха.
По мнению Николая Румянцева, каждый моряк пассажирского флота заслуживает доброго слова и благодарности. Это раньше все лучшее без ограничения шло на пассажирские суда, и оплата труда там была повышенная. Теперь деньги приходится считать, а требования к членам экипажа остаются высокими. Ведь каждый из них - лицо компании. А значит, при любых обстоятельствах моряки должны безукоризненно выглядеть, быть терпеливыми и доброжелательными к пассажирам, а главное - обеспечивать в любой ситуации их безопасность. И нередко можно услышать: «Лучше сначала отремонтируем пассажирские каюты или музыкальный салон, а свои - уж потом».
В 2006 году в составе департамента эксплуатации флота ММП создано самостоятельное структурное подразделение - отдел эксплуатации пассажирского флота Задача специалистов отдела - совершенствовать линейные грузопассажирские перевозки, повышать уровень обслуживания пассажиров. Особое внимание они обращают на то, чтобы информация о возможностях пассажирского флота и дополнительных услугах была максимально доступна клиентам. Сведения о возможностях и графике движения пассажирского флота ММП скоро появятся на Интернет-сайте пароходства. Это позволит увеличить загрузку пассажирских судов, сократить время от поступления заявки, согласования условий фрахта до заключения договора и как результат - улучшить финансовые показатели.
Есть у специалистов отдела и интересные планы на будущее. Они работают над восстановлением туристического маршрута из Мурманска в Архангельск (с заходом на Соловки). Надеются привлечь и еще одну категорию потенциальных клиентов - это экстремальные туристы, устраивающие сафари на джипах, а также рыбаки и охотники. Пока возможности оказания услуг для них ограничивает пограничный режим и недостаток оборудованных портопунктов на побережье Кольского полуострова. Но не добивается успехов только тот, кто не пытается... искать новых клиентов. Как считают специалисты Мурманского пароходства, зарабатывать в Арктике можно не только на нефти.
Галина ЛОГИНОВА. «Полярная правда»
Комментариев 0