Крым. Поход на Цесаревича

Совершая каждодневные погружения на глубину 12 - 15м и знакомясь с подводным миром, основной задачей этого мыса была подготовка к серьезному погружению. До последнего надеясь на хорошую погоду, море все же разрешило отправиться в его пучину на его Императорское Высочество Цесаревича Алексея Николаевича (Романова).

 

Наследник Цесаревич и Великий Князь -  пятый ребёнок и единственный сын Николая II и Александры Фёдоровны. Родился 30 июля (12 августа) 1904 в Петергофе. Расстрелян 17 июля 1918, Екатеринбург. Был канонизирован как страстотерпец. В 2008 году генетический анализ, проведенный экспертами в США, подтвердил, что обнаруженные в 2007 году под Екатеринбургом останки принадлежат детям Николая II. В его честь названо грузопассажирское судно «Цесаревич Алексей». Оно было построено в 1912 г. в Бельгии и куплено Россией для совершения рейсов из Одессы в Крым и на Кавказ.

Поиск информации в интернете о пароходе выдал следующее:

2-хвинтовой 2-хпалубный 2-хмачтовый пароход длиной 90,6 м, шириной 12,6 м и водоизмещением 5472 т благодаря паровым машинам мощностью 3000 л.с. развивал скорость до 12 узлов. На борту могло находиться 1010 человек, включая команду, в четырех трюмах размещался груз. Во время Первой мировой войны судно было мобилизовано для перевозки продовольственных грузов и получило номер 78. 16 июня 1916 г. бывший «Цесаревич Алексей», следуя обычным маршрутом, в районе мыса Тарханкут напоролся на мину, выставленную германо-турецким крейсером «Мдилли» («Бреслау»). Экипаж успел покинуть судно, которое медленно ушло под воду. В советские годы «Цесаревича» пытались поднять на поверхность, достали груз, завели понтоны, но поднятие не осуществили.

Судно лежит на глубине 52 м носом к берегу, на правом борту, мачты поднимаются до 39 м. В правом борту возле кормы — большая пробоина, рядом лежат три понтона. Деревянная палуба сильно разрушена, само судно заилено.

На пароход водят донецкие дайверы клуба «Амфора», которые располагаются на берегу в палаточном лагере вблизи деревни Оленевка. Созвонившись, стали ждать хорошей погоды. 16 июня случился шторм - в дату гибели судна спустя 93 года. Через трое суток погода наладилась и погружение началось.

Утро. Перед началом дайва  собрание всех собравшихся на судно. Начальник лагеря просит показать логбук – личный журнал учета всех погружений. Полистав и обнаружив штампы с Байкала, Иссык-Куля, Инголя и пр. допускает к дайву. Всего идет 5 человек. Образуются 2 группы. Садимся за стол, и начинается планирование погружения. Ответственный за погружение берет тетрадь с ручкой и начинает показывать. «Мы выходим на лодке в море на буй, который идет от судна. Первая группа (в которой нахожусь я) – общий осмотр. Максимальное время 10 минут на дне. Вторая группа – учения по декомпрессии с разными смесями. Уходим строго вниз по бую до шлюп – балки. Отклонения вправо-влево от корабля строго контролируем и не забываем под нами 52метра. Рабочая глубина - 45 метров. Течения, видимость, температура воды – реагируем на месте. Отход нашей лодки от пирса не фотографируем – дурная примета. Обращаю внимание, что нос и мачты сильно запутаны сетями за 93 года, поэтому всем проверить ножи. Фонари – рекомендуются…И осторожно с острыми краями при донном течении…»

Отправляемся готовить свое снаряжение. Привезенное с собой не позволяет совершать такого уровня погружения. Пришлось взять на месте за дополнительную плату. Выполняя сборку и проверку, провожу дополнительно свое планирование:

«Будет 3,5 м3 воздуха. При обычных условиях его бы хватило человеку на 6 часов, а на глубине - не более 20 минут. В планах 10 минут. Давление 4,5 атмосферы, т.е. такое же, как в водопроводе. Вентиляция легких (вдох/выдох) будет проходить с такой же силой как полностью открытый кран в ванной – 120 литров в минуту или грубо 2л/сек. После 4х минут на дне уже аварийно всплыть не получится – потребуются декомпрессионные остановки (лимит бездекомпрессионного погружения), иначе, кессонная болезнь. Надежда на свое снаряжение и напарника.»

Думая о предстоящем, провожу проверку всех основных и дублирующих систем. На такой рэк мне еще не приходилось погружаться, хотя близкие глубины были. Вроде все готово, собрано. Одеваю на себя 35 килограммов  снаряжения. Креплю 20 сантиметровый нож к ноге. Так как оборудование не свое, руками и мысленно запоминаю расположение всех вентилей и их направления вращения. Последняя проверка качества воздуха, обнуление глубины и можно грузиться в лодку.

altДождавшись остальных в лодке, быстро уходим на точку. Добравшись и проверившись, падаем за борт и начинаем погружение. Видимость около 15 м. Быстро растет глубина по стрелке глубиномера, приближаясь к красной зоне. Доходим до 35 м и начинает появляться его Императорское Высочество. Мокрый костюм обжимает, вода внизу +9 градусов. Становится зябко. Наличие корабля под толщей воды просто ощущается. Корабль совсем старый. Очертания, более угловатые. Заканчиваем набор глубины, поддувая BCD. Бросив друг другу несколько жестов, начинаем медленно идти в толще воды над 90 метровым судном. С течением повезло – оно слабое и не препятствует движению. Надстройка, шлюпбалки… Идем вдоль заднего борта. Проходим над поваленной выхлопной трубой. Заглядываю внутрь. Ровный слой прилипших улиток. Корабль основательно разрушен, но еще держится. Кругом давящая тишина и легкие сумерки. Все видится в черно белых тонах. Бросаю взгляд на красную нашивку на костюме – она тоже серая на такой глубине. Проходим вдоль высокого борта местами высотой почти в трех этажный дом.  Пустые мрачные иллюминаторы. Встречаем открытый дверной проход.

altВнутри пустые заиленные трюмы. Нет никакого намека на то, что до тебя здесь были дайверы, в отличие от других более доступных подобных мест. Все находится в застывшем после катастрофы положении. Незаметно подходит время всплытия. Общаемся с напарником, проверяем остаток воздуха. Надо возвращаться. Держим направление на буй. Бросаю взгляд на остатки Первой Мировой войны, на историю и начинаем подъем наверх. Царская семья, великая постройка Титаника и его гибель, развитие дирижаблестроения и великий Гинденбург. Вот часть того, что было во времена гибели Цесаревича.

 

 
За время осмотра успел замерзнуть на такой глубине в зимнем мокром костюме (толщиной 7+7мм) и с радостью встречаю облако медуз в теплом слое воды на первой остановке декомпрессии. Мимо проходит вторая группа дайверов. Пройдя все необходимые остановки, выходим на поверхность и ждем вторую группу, вдыхая чистый воздух, находясь далеко в море. Дождавшись последних мчимся к берегу довольные и счастливые к заждавшимся нас на берегу родным и близким.
 
спуск снаряжения к воде
 

 

место отхода
 
 
автор
 
К нашему приезду уже готов обед и все накрыто на столах. Принимаю пару теплых слов и поздравления с «боевым крещением» от начальника лагеря. Хочется надеяться на очередную встречу с мысом Тарханкут.
 
 
Кирилл. клуб "Наяда" Томск. Тусур 2009 год

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев 0

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.