Любители подводного плавания затопили в уникальном озере старый вертолет. Экологи бьют тревогу, а дайверы уверяют, что это безвредно, и планируют пустить на дно еще около 6 объектов.

В последних числах марта на дно уникального озера Рудаково, расположенного возле Мяделя, белорусские дайверы «положили» вертолет Ми-2. Таким образом, на одном из самых красивых водоемов Национального парка «Нарочанский» началось создание дайвер-центра. 
Старый вертолет стал его первым объектом. Как объяснил автор идеи создания дайвер-центра Олег Карцев, выбрали этот летальный аппарат из-за металла, из которого он сделан: «Алюминий, если он покрыт оксидной пленкой, может пролежать в воде без каких-либо последствий для окружающей среды лет 400. Поэтому был выбран вертолет Ми-2. К тому же он достаточно небольшой. Он опущен на глубину 12 метров, и туда аквалангисты будут осуществлять погружения».
Однако академики и экологи выступили против затопления вертолета. По мнению специалистов, его корпус содержит значительное количество вредных металлов, что плохо отразится на экосистеме озера, рассказал «Еврорадио» заведующий лабораторией гидробиологии Александр Остапеня: «Если загрузить под воду сотни килограммов алюминия, где еще есть медь, цинк, кадмий, свинец в краске, то это все в процессе коррозии металлов превращается в очень токсичные вещества, которые воздействуют на все живое. Это не то, что вылить ведро цианистого калия, — но постепенно это будет воздействовать, и не в лучшую сторону».
Александр Остапеня, а также другие ученые и академики обратились с письмом в Минприроды. На их взгляд, дайверы хотят превратить озеро в свалку.
Но руководитель научного отдела Нарочанского парка Валерий Люштак с этим категорически не согласен: «Не то что ни о какой свалке речи идти не может — есть разрешение, определяющее безвредность вертолета для водоема. И мое мнение таково: этот фюзеляж вертолета не нанесет видимого вреда озеру Рудаково».
Интересно, что идея создания дайвер-центра появилась еще в 2006 году. С того времени был подготовлен вертолет, но топить его нигде не разрешали. По словам Валерия Люштака, руководство Национального парка тогда просто не заинтересовалось таким предложением: «2006 год: обращается Белорусская федерация подводного плавания с просьбой затопить фюзеляж вертолета в интересующих их целях. И приложили письмо с разрешением Министерства природных ресурсов. Мы увидели тогда эту ситуацию и отреагировали отрицательно. У нас тогда работала программа экологического оздоровления, было много работы и особо разбираться с этим вопросом не было ни времени, ни желания. С учетом того, что Нацпарк не видел интереса в этом проекте».
Но в этом году президент подписал «Программу развития курортной зоны Нарочанского региона» — и интерес к проекту неожиданно появился. Дайверам отдали не только озеро под создание парка для подводных погружений, но и 1,5 гектара земли на берегу под строительство соответствующей инфраструктуры. Теперь в администрации парка с завидным энтузиазмом одобряют отвергнутое некогда предложение: «Речь идет не о парке ради парка подводного, а об одном из компонентов полноценного дайвер-центра. Будет строиться определенная наземная инфраструктура. В этой инфраструктуре будет акватариальная часть и подводный парк с разными объектами. Это будет комплекс на берегу озера, где будет отель, где будут созданы условия для обучения новичков. И это будет место, куда будут приезжать опытные дайверы».
То, что на дно озера планируется опустить около 7 объектов, подтвердил и Олег Карцев. Но что это будет: какие-то скульптуры или старые машины — пока не решено. Тем не менее, уже есть достаточно оригинальные предложения от коллег: «Есть предложение погрузить танк Т-64Б. Танк этот современный, его производство закончилось в 1989 году. Почему этот танк, я не знаю. Но это серьезная проблема — такой танк погрузить в Беларуси, потому что он точно уйдет в грунт».
Помимо железа и бетона, дайверы собираются «запускать» в озеро щуку, карпа и прочую крупную рыбу. За исключением угря: если запустить его, говорит Олег, следом придут браконьеры и электроудочками уничтожат в озере все живое. К тому же дайверы обещают почистить озеро от накиданного мусора и поддерживать чистоту на берегу.
Но спор продолжается, и к нему уже присоединились интересующиеся на форумах.
Однако похоже на то, что остановить проект и достать вертолет уже не удастся. Дело в инвесторе, который стоит за этим проектом. По словам Олега Карцева, это — Администрация президента.
К слову, погружение в белорусские озера приравнивается к зимним погружениям под лед. На том же Рудаково даже в июле на глубине 12 метров температура будет около 12 градусов тепла. Именно поэтому вертолет и не опускали глубже. Вот только Александр Остапеня беспокоится, что на такую глубину могут самостоятельно залезть и ребята из соседнего Мяделя. И остаться там навсегда. Олег Карцев не исключил такой возможности, но пообещал, что они будут следить за своим вертолетом и за тем, кто туда лазит.
Что касается того, когда на берегу озера начнется настоящее строительство дайвер-центра, то ответить на этот вопрос сложно. Поскольку, замечает Валерий Люштак, в администрацию Нацпарка застройщики пока не предоставили даже проекта на бумаге.

источник www.belaruspartisan.org

6 апреля 2010 года группа дайверов отправилась из Москвы на Северный полюс для организации дайв-центра «Северный полюс» (North Pole Dive Centre). Михаил Сафонов, Сергей Шестаков и подводный видеооператор Вадим Шестаченко через Осло и Шпицберген доберутся до российского арктического дрейфующего лагеря «Barneo» (около 100 км от Северного полюса), а дальше на вертолете — до точки, максимально приближенной к полюсу.

«Северный полюс» (North Pole Dive Centre) — это развернутый дрейфующий ледовый дайв-центр, позволяющий совершить серию подледных погружений без ежедневного возвращения участников в базовый лагерь. В нем применяется уникальная методика организации погружений на полюсе, основанная на многолетнем опыте всех предыдущих подводных экспедиций. Утепленные палатки для жизни, отдыха, сна, питания; переодевания снаряжения, хранения и обслуживания оборудования. Оборудование для безопасного обеспечения погружений под лед: компрессоры, баллоны, холодноводные регуляторы, сухие гидрокостюмы, а также все другие необходимые элементы подводного снаряжения.

Одной из задач команды дайв-центра «Северный полюс» (North Pole Dive Centre) в этом году станет съемка документального фильма в формате 3D.

Справка

Руководитель дайв-центра «Северный полюс» (North Pole Dive Centre) – Михаил Валерьевич Сафонов. Генеральный директор группы компаний RuDIVE, вице-президент Подводного клуба МГУ, президент АННПО «Подводные экспедиции», кандидат биологических наук, инструктор подводного плавания международных федераций: PADI, CMAS, TDI и SDI, водолаз II класса.

Принимал участие в экспедициях:

— первое в истории человечества погружение с аквалангом в точке географического Северного полюса Земли в апреле 1999 года;
— дайвинг-экспедициях на Северный полюс в 2000, 2001, 2007, 2008 годах;
— дайвинг-экспедициях в Антарктиду в 2002, 2006, 2007, 2008 и 2010 годах;
— подводных видео-экспедициях на Белое, Баренцево, Японское море, Красное море, Черное море, Андаманское море, на озеро Байкал, на Ладожское озеро, на Галапагосские острова, на остров Сипадан, в Микронезию.

Автор книг «Акваланг и подводное плавание», «Осторожно, я с аквалангом!» и множества научных и популярных статей о морской биологии и подводном плавании.

Михаил Сафонов занимается организацией подводных исследовательских, спортивно-туристических и экспедиционных программ как основным видом деятельности с 1996 года.

источник news.sport-express.ru
LPF Flexibles, подразделение упаковочной компании Clondalkin Group, выпустило упаковку для напитков, которой можно пользоваться под водой. Новинка получила награду на выставке посвященной дайвингу. 

Упаковка Dive and Drink – это многослойный ламинированный пакет, разработанный с целью применения под водой. Пакет тестировался на глубине 100 метров. 

Tom Sijs, управляющий директор LPF Flexibles, сказал, что возможность утолить жажду под водой делает процесс погружения более комфортным и снижает риск возникновения декомпрессионной болезни.

Упаковка получила первую премию как лучшая новинка на выставке дайвинга Duikvaker в Нидерландах.

источник Unipack.Ru
Лучшего подводного охотника определили во Владивостоке
Уметь надолго задерживать дыхание и при этом обладать быстрой реакцией должны подводные охотники. Второй после 20-летнего перерыва чемпионат прошел в Приморье.

Соревнования начинаются с проверки участников у врача, а их ружья осматривают судья.
Евгений Грибакин, судья первой категории: «Чтобы не было никаких дополнительных устройств, не указанных в заявке, оружие должно быть годно для стрельбы, технически безопасно, должно быть оснащено безопасными устройствами от случайных выстрелов».
Подводная охота — экстремальный вид спорта. Поразить цель под водой можно только на задержке дыхания. Главная опасность при этом — нетренированный спортсмен может потерять сознание из-за нехватки кислорода.
Рядом с огневыми рубежами дежурят инструкторы-водолазы. Они не только контролируют самочувствие дайверов, но и следят за соблюдением правил.


Павел Борисов, инструктор дайв-клуба: «Будем наблюдать, следить за соблюдением правил на огневых рубежах, чтобы участники заходили за рубеж, поражение мишени будем контролировать. Вот это — задача инструкторов».
Эти соревнования — вторые после 20-летнего перерыва. В прошлом году открытое первенство Приморского края собрало 11 дайверов, в этот раз уже 14. Поупражняться в меткости подводной стрельбы приехали спортсмены из Находки и Хабаровска. Андрей Толмачев охотится под водой уже четвёртый сезон. Раньше просто рыбачил, но говорит, что в подводной охоте добычи больше.


Андрей Толмачев, победитель соревнований: «В общем-то неплохо, но ожидал лучшего. У меня 3 попадания в центр, это 100, и 2 по 75. В общем-то неплохо, посмотрим, как выступят остальные».
Но и набранных трёх попаданий Андрею Толмачёву хватило, чтобы получить первое место и звание самого быстрого стрелка чемпионата Приморского края.


источник otvprim.ru